Top.Mail.Ru

Кружок «Художественное проектирование». Музыка и изобразительное искусство. Семь нот – семь цветов спектра.


Параллель – семь нот октавы и семь цветов спектра всегда напрашивалась сама собой. Музыкально-цветовой синтезией или «цветным слухом» обладали выдающиеся музыканты Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, художник и музыкант М.К. Чюрленис, живописец В.В. Кандинский. И это только те, кто писал о похожих свойствах звука и цвета.
Музыка значительно более абстрактное искусство, чем живопись. Нематериальность музыки дает возможность каждому слушателю воспринимать ее индивидуально. В тоже время понятия «густой звук», «легкая музыка», «радостные звуки»  всем как-то понятны и не требуют долгих объяснений. Но если спросить у семи слушателей: «Какого цвета им представляется нота ДО?», мы получим семь разных ответов, все они будут правильными.
Ассоциативные ряды звука и цвета выстраиваются совершенно уникально для каждого человека.
Но они имеют общие для всех слышащих и видящих свойства. Рассматривая  цвет в живописи, мы видим его яркость, интенсивность, конфигурацию пятна (точка, линия и т.д.), оттенок (основной цвет или составной); у звука слышим громкость, диез или бемоль, протяженность (легато или стаккато), аккорд. Звуки становятся искусством, когда складываются в музыкальное произведение, цвета – в картину.  
На занятии мы решили послушать и представить отрывки музыкальных произведений зрительно. У детей был выбор, наиграть на металлофоне короткую музыкальную фразу, разобрать ее по нотам и сделать  упражнение - «цветное сольфеджио», или рисовать на музыку из балета «Щелкунчик»  П.И. Чайковского.
В первом случае получились абстрактные картины, состоящие из цветных полос разной яркости и длинны. К каждой прилагался персональный цветовой код.
Ребята, пошедшие по второму пути, слушали «Вальс цветов» или «Марш оловянных солдатиков».
Их картины имели большую предметность. Рисовавшие вальс обратили внимание на плавность
и кружение звука, что можно выразить линией лепестков, а также на мягкость и отсутствие резких контрастов, это проявилось в работах пастельными, приглушенными сочетаниями цвета.
Мальчику, рисовавшему марш, удалось услышать перекличку двух музыкальных тем – призыв трубы
к построению и, собственно, марш. Это выразилось в энергичном контрастном сочетании цвета
и повторяющегося ритма строя солдат со сложной фантастической конструкцией продуцирующей звуки-линии разного цвета и длинны.
Опыт рисования музыки дает возможность развивать абстрактное мышление, воображение, почувствовать единство музыкальной и художественной композиции. Сложное произведение классической музыки перестает шокировать своей длительностью, вызывает интерес, связанный с возможностью личных переживаний.
Восприятие живописи обогащается новым, не литературным, более тонким личным подходом.
    

  В новости