Дети данной группы в структуре дефекта имеют сложные переплетения нескольких нарушений: расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные нарушения различной степени выраженности, нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Структура, степень и характер проявления нарушений крайне разнообразны у этой группы обучающихся. Дети с ТМНР имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены, у большинства детей отмечается тотальное недоразвитие или нарушение всех высших психических функций.
В школе «Абсолют» мы учитываем потребности, возможности и ресурсы каждого ребёнка, поэтому для детей с ТМНР мы разрабатываем специальные индивидуальные программы развития (СИПР), которые определяют необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.
Приоритетным направлением (целью) работы с детьми данной группы, является развитие социализации и формирование жизненных компетенций, т.е. навыков, знаний и умений, а также способов их применения в повседневной жизни, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Для достижения данной цели мы реализуем следующие задачи:
1. Способность к самообслуживанию: гигиенические навыки; пользование туалетом, приём пищи, одевание/раздевание.
2.Социально – бытовые навыки: уход за одеждой и обувью (в частности самостоятельный процесс стирки, глажки белья и вывешивания одежды в шкаф), приготовление пищи, сервировка стола, уход за посудой, уборка помещения и уход за мебелью, планирование и совершение покупок.
3. Развитие коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств.
Так в рамках учебных предметов домоводство и профильный труд у учащихся «В» классов мы реализуем задачи по формированию социально-бытовых навыков, среди которых наиболее увлекательным и при этом практически значимым является навык приготовления пищи.
Казалось бы, что может быть проще, чем приготовление бутерброда?! Но на самом деле для ребёнка с ТМНР - это сложно структурированный процесс, для осуществления которого необходимо задействовать огромное количество функций организма (координация, внимание, память, мышление, моторика, ощущение и восприятие).
Например, для того чтобы отрезать кусочек хлеба, ребёнку нужно:
- выделить хлеб среди других продуктов и взять его;
- понять, что нужна разделочная доска и нож;
- найти их среди многообразия посуды на кухне и достать;
- осуществить процесс.
Обычный человек в своей повседневной жизни выполняет эти операции не задумываясь, т.е. автоматически, а для детей с ТМНР обучение хотя бы одной операции (например, найти хлеб среди других продуктов) может занимать месяцы, а то и годы.
Именно поэтому только совместная работа школы и семьи (постоянное и систематическое взаимодействие между специалистами и родителями), чёткая структура, единство требований в организации жизни и процесса обучения ребёнка, дают продуктивный, положительный эффект. Новый навык усваивается быстрее, за счёт отрабатывания его в разной среде и ситуациях. Ребёнок чувствует себя успешнее, увеличивается возможность для проявления самостоятельности, вследствие чего возрастает его интерес и мотивация к дальнейшей образовательной и практической деятельности.